Иглинская центральная районная библиотека
Центральная районная модельная детская библиотека
МБУ Иглинская ЦБС
Контакты
Телефоны
+7 (347-95) 2-15-93Директор
+7 (347-95) 2-15-12Детская библиотека
+7 (347-95) 2-20-42Отдел комплектования
Прочие контакты
Факт. адрес
452410, Республика Башкортостан, Иглинский район, с. Иглино, ул. Ленина, д.71
Юридический адрес
452410, Республика Башкортостан, Иглинский район, с. Иглино, ул. Ленина, д.71

Страницы социальных сетей

https://vk.com/id262164803 – ЦРБ

https://vk.com/id262167230 – ЦРДБ

https://www.youtube.com/channel/UCoeb8vtDXZzLcQQpNEWQmBA – Канал на YouTube

https://www.instagram.com/biblioteka_detyam/ – Инстаграм ЦРДБ

“Да! Теперь – решено. Без возврата…”, к дню рождения Сергея Есенина

Третьего октября 1895 года родился великий русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Мы решили в этот день не рассказывать о его биографии, а хотим остановиться на одном из стихотворений Сергея Есенина – “Да! Теперь – решено. Без возврата…”

Да! Теперь – решено. Без возврата

Я покинул родные края.

Уж не будут листвою крылатой

Надо мною звенеть тополя.

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пёс мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, сулил мне Бог.

Я люблю этот город вязевый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях.

Золотая дремотная Азия

Опочила на куполах.

А когда ночью светит месяц,

Когда светит… чёрт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

Шум и гам в этом логове жутком,

Но всю ночь напролёт, до зари,

Я читаю стихи проституткам

И с бандитами жарю спирт.

Сердце бьётся всё чаще и чаще,

И уж я говорю невпопад:

– Я такой же, как вы, пропащий,

Мне теперь не уйти назад.

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пёс мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, сулил мне Бог.

Стихотворение написано в 1922-ом году. В это время в России подходит к концу Гражданская война. Повсеместно идёт коллективизация. Голод и разруха повсюду кроме Москвы и Петрограда.

Поэт села находится в столице. Ведёт разгульный образ жизни и пишет достаточно противоречивые стихотворения. Среди них: “Всё живое особой метой”, “Не ругайтесь. Такое дело!”, “Я обманывать себя не стану”, “Снова пьют здесь, дерутся и плачут”, “Сыпь, гармоника. Скука… Скука.”, “Пой же, пой. На проклятой гитаре”.

Все они имеют мрачное, подавленное настроение человека, который потерялся в жизни. Есенин отчетливо видит, как меняется мир вокруг него, и понимает, что ему в нем нет места. Он всё время порывается уехать на Родину, в село Константиново. Однако после посещения родной деревушки, автор понимает, что никому кроме родных он там и не нужен. Крестьяне заняты коллективизацией и им нет дела до московского поэта.

Важно отметить, несмотря на то, что Есенин являлся “самым яростным попутчиком”, советская власть была недовольна пьяными дебошами поэта, а также его неоднозначными выступлениями на сценах в кабаках, в которых поэт позволял себе критику режима, в связи с чем, он не раз попадал в застенки НКВД.

Этим стихотворением поэт заканчивает тему своего крестьянского происхождения и больше к ней не обращается.

В первых строфах он заявляет о своём решении покинуть родную деревню и осесть в Москве навсегда. В деревне ему больше нет места. Он не хочет прозябать в покосившейся хате, жить среди разорённого народа, который он так любит и горбатиться на поле не для себя, а за трудодни, это претит его свободолюбивой натуре.

Я люблю этот город вязевый,

Пусть обрюзг он и пусть одрях.

Золотая дремотная Азия

Опочила на куполах.

Речь здесь идёт о Москве. Несмотря на то, что город “обрюзг и одрях”, он дорог Есенину, хотя он скучает по временам своей юности, когда Москва была совсем другой. “Дремотная Азия“, “опочила” – метафоры сна. Олицетворение московской натуры. Азиатский менталитет застыл в куполах церквей, звон которых уж не слышен по всей Москве, как когда-то. Есенин описывает “азиатскую” Москву с ее традиционным набором: ленью, неспешностью, радушием.

А когда ночью светит месяц,

Когда светит… чёрт знает как!

Я иду, головою свесясь,

Переулком в знакомый кабак.

В данном четверостишии месяц это аллегория поэта на самого себя. Месяц светит, но светит не пойми куда, не так как должен бы. Есенин идёт по переулками в знакомый кабак, короткой дорогой, и только его собрат Месяц сопровождает его.

Шум и гам в этом логове жутком,

Но всю ночь напролёт, до зари,

Я читаю стихи проституткам

И с бандитами жарю спирт.

Сердце бьётся всё чаще и чаще,

И уж я говорю невпопад:

– Я такой же, как вы, пропащий,

Мне теперь не уйти назад.

В дымном, душном кабаке столпотворение, Есенин как всегда в центре внимания, все хотят быть причастными к знаменитости. Он читает стихи проституткам, единственным женщинам, кто может быть в таком месте и “жарит” спирт с местными завсегдатаями и своими извечными спутниками, бандитами. Он чувствует своё единение с людьми у которых нет будущего, с теми кому “не уйти назад”. По сути, именно в этот период поэт осознает, что лишился своей Родины, которая теперь живет по другим законам и не нуждается в том, чтобы кто-то воспевал ее красоту вместо того, чтобы строить социалистическое общество.

Низкий дом без меня ссутулится,

Старый пёс мой давно издох.

На московских изогнутых улицах

Умереть, знать, сулил мне Бог.

Литературный повтор возвращает нас к началу стихотворения, к его теме, к теме ухода из своего родного дома. Последние строки стихотворения показывают упадническое настроение поэта в трудный период его жизни и оказываются пророческими. Такие мистицизм и фатализм привычны для творчества Есенина после посещения Константиново. Через три года поэт покончит с собой в Москве, так и не вернувшись в родной дом.

Всем кому нравится данное стихотворение, советуем послушать композицию коллектива Монгол Шуудан – Да! Теперь решено без возврата… https://www.youtube.com/watch?v=LX9rabkYtTw